Ярославский вокзал

Это настоящий шедевр зодчества .Действительно, трудно найти в Москве постройку, сравнимую с вокзалом по силе эмоционального воздействия. При первом знакомстве здание действительно ошеломляет, даже подавляет. Прорезанная аркой главного входа крыша-кокошник напоминает вынырнувшее из морских глубин чудовище с широко раскрытой пастью и двумя маленькими злыми глазками-окошками       Но все это — не что иное, как гигантская декорация. Этот эффектный фасад приставлен к старому, заурядному двухэтажному вокзалу, выстроенному еще в 1862 г. по проекту Р.И. Кузьмина

К тому времени Ярославская железная дорога работала уже около сорока лет. Первый поезд до Сергиева Посада пошел в 1862 г., в 1870-м рельсы дотянулись до Ярославля, а затем медленно расползались от основной магистрали на север и восток. Принадлежала дорога Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги. В конце XIX в. правление общества возглавлял С.И. Мамонтов.

Раньше других осознал Мамонтов нужду железных дорог в подвижном составе, и в 1897 г. близ станции своей родной Ярославской дороги открыл Мытищинский вагоностроительный завод — тот самый, что ныне снабжает Москву поездами метро.

Сто лет назад железнодорожные пути подходили к самому вестибюлю, и вокзальные корпуса охватывали их подобно букве «П». Правая «ножка» этой буквы нависала над одним из перронов, поддерживаемая рядом необыкновенно толстых, будто раздавленных покоящейся на них тяжестью, колонн.

В ходе многочисленных реконструкций пути отодвигали все дальше и дальше, а на освобождаемом месте между ножками «П» выросли новые помещения. Колонны оказались в главном зале ожидания, где поныне вызывают обоснованное любопытство пассажиров. Как раз этот бывший крытый перрон и необыкновенные колонны являются работой Кекушева.

С тридцатых годов началась его медленная, частичная реконструкция. Пути отодвинули подальше, а пространство между ножками «П» освободилось для новых помещений. Новую отделку помещений проектировал А.Н. Душкин — автор самых знаменитых станций московского метрополитена — «Кропоткинской» и «Маяковской».

Читайте также:  Киевский вокзал

Затянувшаяся на десятилетия реконструкция пришла к концу лишь в 1965—1966 гг., когда всю освобожденную от старых путей площадь архитекторы А. Кулагин и Г. Матохина застроили огромным двухэтажным залом ожидания, зажатым между крыльями старого вокзала. Теперь прибывающих в Москву пассажиров встречает стеклянная стена, образующая тыл вокзала.

Но в ходе всех перестроек и реконструкций оставался нетронутым передний, главный фасад здания. И это лучше всего говорит о его необыкновенной ценности. Да, к такому фасаду не приделаешь симметричное крыло, как к Павелецкому вокзалу, не надстроишь над ним второй этаж, как на Савеловском. Не закроешь его и стеклянной ширмой-пристройкой, подобной новому Курскому. Ярославский вокзал — это звучит гордо… уже без малого сто лет!

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru