Павелецкий вокзал

Общество Рязанско-Уральской железной дороги, одна из самых крупных железнодорожных компаний России в конце XIX века управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала воедино 12 густонаселенных губерний. Но Москва, как важнейший внутренний рынок страны, долгое время все же оставалась в стороне от ее путей. Московская Городская управа, Министерство путей сообщения и Общество Рязанско-Уральской железной дороги тщательно выбирали место для будущего вокзала. Специально созданная комиссия обсудила ряд вариантов, среди которых были предложения разместить «станцию в местности Дровяной и Конной площади» или «в другой местности Замоскворечья», или даже «у Спасской заставы, решившись на постройку железнодорожного моста через реку Москву». Наконец, комиссия остановила свой выбор на местечке Кожевники на юго-востоке Москвы.

19 января 1900 г. — на линии Павелец-Москва открылось движение поездов. Новый вокзал в Москве к этому времени еще не был готов, поэтому первые поезда из Павельца приходили на Курский вокзал. Однако вскоре Первопрестольную украсил Саратовский вокзал, так он именовался в документах, по имени города Саратова — крупнейшего узла сети дорог Общества Рязанско-Уральской дороги. Название «Павелецкий» утвердилось только после Великой Отечественной войны.

По поводу авторства архитектуры вокзала споры продолжаются и по сей день . Одни исследователи летописи вокзала авторство приписывают архитектору А. Красовскому. По мнению же других Павелецкий вокзал создан по проекту архитектора Ю.Ф.Дидерикса. Но как бы там не было, после начала работы вокзала, Москва получила новый динамично развивающийся район города. Очень скоро привокзальная площадь была застроена каменными домами, магазинами, трактирами, гостиницами. К вокзалу провели конку, а затем трамвай. Справа от вокзала расположился Зацепский рынок, слывший самым дешевым в Москве. Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса. И довольно скоро, здание Павелецкого вокзала  стало важным элементом городской архитектуры, формирующий облик одноименной площади.

Читайте также:  Казанский вокзал

Вторую жизнь Павелецкий вокзал получил в начале 80-х годов прошлого века . Старое здание органично вписалось в облик одноименной площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к ее проекту были весьма высоки. Необходимо было не только обеспечить современные удобства пассажирам, но и решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым ее силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция была поручена тресту «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания.

3 ноября 1987 г. обновленный Павелецкий вокзал принял первых пассажиров. Архитекторы А. Гурков, С.Кузнецов и А.Воронцов сумели сохранить архитектурный облик и стиль прежнего вокзала. Кстати, старое здание не было разрушено, оно стало частью современного комплекса. Снаружи новый вокзал кажется одноэтажным, но на самом деле за фасадом помещаются три уровня пассажирских помещений и технический этаж. От старого вокзала сохранены два зала с их первоначальным декором, подкупольные пространства органически вошли в объем интерьеров, придав им торжественность.

На современном Павелецком вокзале могут разместиться и получить качественное обслуживание около 10 тыс. человек. Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Вокзал все время развивается.

С 3 августа 2002 года, когда открылась скоростная транспортная система Москва Павелецкая — Аэропорт Домодедово, в Красном зале Павелецкого вокзала действует терминал для регистрации авиапассажиров. На территории пассажирского терминала вы можете:

— пройти регистрацию на рейсы из аэропорта Домодедово,

— купить или оформить бесплатный билет на Аэроэкспресс ( электричка до аэропорта Домодедово)

— приобрести авиабилет,

Читайте также:  Рижский вокзал

С Павелецкого вокзала отъезжают поезда дальнего следования по России и ближнему зарубежью: Анапа, Астрахань, Балаково, Волгоград, Воронеж, Гудермес, Донецк, Елец, Луганск, Липецк, Лиски, Махачкала, Минеральные Воды, Новороссийск, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Краснодар.

Адрес: Зацепская пл., д. 1.

Проезд: от станции метро «Павелецкая».

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru