Рижский вокзал

Москвы начали строить 1899 году. Открытие Рижского вокзала (до 1942 Виндавский, до 1946 Ржевский) состоялось 11 сентября 1901 года. Вокзал построен по проекту архитектора Станислава Бржозовского (при участии Ю.Дитриха), проектировавшего Витебский вокзал в Санкт-Петербурге. Фасад Рижского вокзала выполнен в старорусском стиле. Вокзал состоит из трех теремов, соединенных крытыми переходами , при этом центральная часть и крылья вокзала — двухэтажные. Вокзал считался самым удобным для пассажиров, был технически совершенен, даже имел собственную электростанцию. До начала первой мировой войны Рижский вокзал был крупнейшим пассажирским узлом Москвы.

Большая реконструкция вокзала была проведена в 1995 году. В последние годы московские власти все чаще упоминают о возможности закрытия вокзала и открытия в здании вокзала транспортного музея. Основной аргумент устранения вокзала – это слишком большая роскошь для облуживания трех пар пассажирских поездов в сутки (в Ригу, Великие Луки и Себеж). Однако пока данный проект не представляется возможным, так как кроме пассажирских поездов Рижский вокзал обслуживает еще и электрички. Да и затея с выводом вокзалов весьма затратна: чтобы претворить ее в жизнь, придется переносить станции, вагонные и локомотивные депо, прокладывать на новом месте пути, строить новые здания вокзалов.

Площадь Рижского вокзала порядка 5 тыс. квадратных метров. Одновременно в здании Рижского вокзала могут разместиться 1300 человек. Помимо упомянутых пассажирский поездов, с Рижского вокзала отъезжают электрички в Дедовск, Волоколамск, Истру, Красногорск и т.д.